Δ

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию её в надлежащем техническом состоянии, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Сегодня АО "Мезенское дорожное управление" выполняет работы по содержанию и ремонту региональных и муниципальных автомобильных дорог на территории Лешуконского, Мезенского, Пинежского и Холмогорского районов области.

Все работы выполняются в соответствии с заключёнными государственными и муниципальными контрактами. Основным заказчиком является – Дорожное агентство "Архангельскавтодор", на заказы которого приходится до 95 % всех объёмов.

Гравийная дорога зимой
Гравийная дорога летом.
Местные особенности

Климат, рельеф и география северных районов оказывают влияние на состояние дорог. Суровые климатические условия с равнинным рельефом местности, пылеватыми грунтами и высоким уровнем грунтовых вод способствуют влагонакоплению в земляном полотне и глубокому сезонному промерзанию. Перепады температур и продолжительное межсезонье негативно сказываются на состоянии дорожного полотна.

Для того, чтобы продлить срок эксплуатации дорог в таких климатических условиях, их необходимо правильно содержать. На территории деятельности Мезенского дорожного управления находятся преимущественно гравийные и грунтовые дороги. В осеннюю и весеннюю распутицу на таких дорогах действует сезонное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны. Такая мера вводится для предотвращения порчи дорог большегрузным автотранспортом.

Профилирование гравийной дороги автогрейдером ДЗ-122
Профилирование гравийной дороги автогрейдером ГС-14.02 и трактором Т-150 с прицепным грейдером
Профилирование и грейдирование

Хорошо содержащаяся грунтовая дорога обеспечивает проезд автомобилей с достаточными скоростями. Выравнивание покрытия производят путем профилирования, чаще всего после дождей, в весенний и осенний периоды.

Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), в результате чего улучшается поверхностный водоотвод, ускоряется просыхание покрытия, ликвидируются колеи глубиной до 2-4 см и выравнивается поперечный профиль.

Второе профилирование производят в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.

В летний период профилирование производят по мере надобности после дождей при увлажненном покрытии. Осенью профилирование производят с таким расчётом, чтобы гравийное покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн. Профилирование выполняют автогрейдерами за один-два прохода по одному месту. Количество профилировок за сезон зависит от интенсивности движения, погодных условий и состояния покрытия.

Скоростная снегоочистка ВМКД-17
Снегоочистка шнекоротором ДЭ-210Б
Зимняя снегоочистка

Снежная и холодная зима с метелями и повышенной влажностью всегда подвергает дорожников серьезному испытанию. Содержание дорог в это время года особенно затратный и трудоемкий процесс, для которого необходимы специальная техника, материалы для борьбы с гололедом и квалифицированные кадры. Для грунтовых и гравийных дорог установлены определенные нормы количества циклов очистки.

Предприятие использует улучшенную технологию зимнего содержания дорог. Скоростная уборка снега с помощью машин МКДУ-2 и ВМКД-17 позволяет не мешать движению транспорта, двигаться со скоростью идущих машин. Она позволяет очистить дороги быстро и за минимальное количество проходов.

В зимнее время на особо труднопроходимых участках, а также для уборки снежных бровок предприятие использует шнекороторы на базе автомобиля ЗИЛ-131. Использование такой техники позволяет отбрасывать снег влево или вправо по направлению движения снегоочистителя.

Устройство ледовых переправ
Заливка ледовой переправы на Карпогорском ПУ

Строительство ледовой переправы осуществляется в два этапа:

На первом этапе производится: 

- устройство подходов к переправе и обустройство съездов; 

- подготовка механизмов (мотопомп) для работы на ледяном покрове зимой; 

- заготовка указательных знаков и ориентирующих вех; 

- закрепление створа переправы (установка ориентирующих вех по оси переправы в начале и в конце хода).

Выезд автомобилей и специальной техники за пределы существующих подъездных путей осуществляться не будет. 

Второй этап работ по устройству ледовых переправ начинают с установки по береговым створам ориентирующих вех и контрольного промера по всей намеченной трассе толщин льда и глубин воды под ним.

После этого производится: 

- расчистка ледового покрытия вручную (пешней, ледорубами) от торосов и наплывов льда; 

- усиление ледяного покрова путем послойного наращивания сверху с помощью мотопомп (метод намораживания основан на интенсивном промораживании капель водяной струи при устойчивых отрицательных температурах воздуха. При правильно отрегулированных мотопомпах 55 % капель успевает замерзнуть в воздухе и падает в виде льдинок, а остальная часть в виде воды заполняет пустоты между льдинками и при промерзании обеспечивает создание ледяного монолита, при этом перемещение мотопомп осуществляется вручную); 

- замена ориентирующих вех маркировочными; 

- устройство измерительных лунок и установка утепленных "колпаков" над лунками ("колпаки" защищают лунки от промерзания, лунки служат для осуществления замеров толщины льда); 

- установка дорожных знаков и других средств инженерного оборудования переправы.

Забор воды осуществляется мотопомпой с оголовком водозаборного рукава, оборудованным рыбозащитным устройством–мелкоячеистой сеткой с размером ячеи 1,5×1,5 мм. Для усиления льда и сокращения срока устройства ледовой переправы может быть применен колейный деревянный настил, который в весенний период, при повышении температуры воздуха и оттаивании демонтируется.

Текущий и капитальный ремонт

В процессе эксплуатации под воздействием колёс транспортных средств, температурных колебаний, выпадающих осадков и других факторов автомобильные дороги изнашиваются и повреждаются. За дорогой необходимо систематически ухаживать и своевременно исправлять мелкие повреждения, которые могут привести к большим разрушениям. Дороги периодически ремонтируют.

В зависимости от характера и объёма работ ремонты подразделяются на капитальные и текущие. При капитальном ремонте дорогу или ее отдельные участки перестраивают заново. В этих случаях обычно устраивают новое покрытие. При текущем ремонте перестраивают или обновляют только отдельные элементы дороги, например поверхность покрытия.

Текущий ремонт включает в себя восстановление небольших повреждений дорожного полотна и проведение профилактических мероприятий. Как правило, работы ведутся в соответствии с проектно-сметной документацией, разрабатываемой на основе материалов диагностики и оценки состояния дорог.

В основном в районах, где ведет деятельность организация к текущему ремонту гравийных и грунтовых дорог относится: восстановление размытых и разрушенных участков, в том числе укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна; восстановление земляного полотна, подсыпка и укрепление обочин; восстановление профиля и усиление дорог. Нередко дорога подлежит текущему ремонту после проезда по ней техники с превышением допустимой грузоподъёмности.